- Начальник ГУ ГИБДД МВД РФ Виктор Кирьянов сказал как-то в одном из своих интервью, что одна треть тех, кто сидит за рулём, никогда не училась водить автомобиль. Смелое признание со стороны главного автоинспектора страны, но и оно, на мой взгляд, приукрашивает положение дел. Никогда толком не учились вождению, по моим наблюдения, три четверти всех имеющих водительское удостоверение. Статистика ДТП не без причин напоминает сегодня хронику боевых действий в локальном конфликте. К сожалению, ещё никто не сумел придумать автомобили, умеющие самостоятельно менять полосу движения, соблюдать дистанцию вовремя тормозить и т.д., не придавая значения действиям водителей, которые нередко не только не понимают, что делают, но и просто не умеют водить машину.
В любом деле опыт приходит с годами. Если человек в автошколе был, к примеру, «двоечником», водительское удостоверение он все равно получит – деньги-то заплачены. А необходимые навыки со временем придут…
- По этому поводу основатель российской школы ВВМ профессор Эрнст Цыганков выразился вполне определенно. Вот дословно его точка зрения: «Самообразование на дорогах, которым занимается большая часть водителей, и копирование «умелых и бывалых» породило целую вереницу больших и маленьких ошибок. Эти ошибки, вначале незаметны, а потом уже привычные, создают потенциально опасный стиль вождения. В спокойных условиях на небольшой скорости они не вызывают реального дискомфорта. Но в сложных и критических ситуациях такие ошибки неизбежно приближают человека к аварии».
- К этому можно добавить, что водители нередко сознательно нарушают ПДД, действуют, как говорится, по понятиям, а не по Правилам. Да и езда в нетрезвом состоянии- не такая уж редкость. В настоящее время в России до 15% всех ДТП совершаются с участием нетрезвых водителей. В Самаре за 2003 год за управление транспортом в состоянии опьянения задержаны 13789 водителей. После такой статистики обезьяна с боевой гранатой покажется детской забавой...
- Мы полностью согласны с инспекторами ГИБДД, что нужно ужесточить ответственность за нарушение Правил дорожного движения, в первую очередь тех, несоблюдение которых и приводит чаще всего к ДТП. Но эти меры, к сожалению, не помогут научить человека управлять автомобилем, будь этот штраф хоть пять тысяч рублей. А значит, большая часть водителей останется потенциально опасной для участников движения. Выход из этого замкнутого круга один: как следует учить управлению автомобилем – всех без исключения.
- Устроить своего рода «автовсеобуч»? Мне кажется, вводить его надо для молодых людей. Как по-вашему?
- Если посмотреть статистику по аварийности на дорогах, то можно заметить, что почти четверть всех ДТП совершают молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Причина банальна: нередко водители покупают своему чаду дорогой, навороченный автомобиль и в то же время считают, что подготовка его вполне может ограничиться автошколой, а иные и вовсе ограничиваются заботой о снабжении «ребенка» «правами».
И при этом совершенно забывают, что мощный скоростной автомобиль требует отточенных навыков его вождения. Покажите мне автошколу, где обучали бы вождению именно на таком уровне! Нет таких, весь процесс обретения навыков и опыта переносится на проезжую часть уже после получения удостоверения. Вот они откуда, «фронтовые сводки» наших дорог!
- Говорят, среди молодых очень популярны гонки по ночным улицам: якобы именно в таких стартах водитель становится мастером.
- Все что касается заездов стрит-рейсеров и «старт-лайна» - эти новомодные увлечения не имеют ничего общего с обучение водителей. Любители 400-метровойдистанции занимаются в основном тем, что выжимают из двигателей своих машин все что можно. Многих на ночную улицу привлекает просто внешняя атрибутика стритрейсинга. Но ни о какой контраварийной подготовке в этих «соревнованиях моторов» и речи нет. Но тем не менее, заблуждение существуют очень стойкое, причем у взрослых людей: погоняют по ночной улице их великовозрастные детки и станут чуть ли не профессиональными гонщиками. Полная чушь!
- Вы считаете, что большая часть ответственности за низкий уровень подготовки водителей лежит на автошколах?
- Это очевидно. Причем понять, почему автошколы не дают курсантам необходимых навыков вождения, несложно, если задаться вопросом: а сами учителя – насколько они профессионалы в том, чему учат будущих водителей? Сколько наберется в Самаре инструкторов, чей уровень подтвержден серьезными сертификатами?
Осенью прошлого года мне пришлось присутствовать на экзаменах в одной из автошкол. Сдавали теорию и вождение около 60 человек. Такие экзамены иначе как профанацией назвать было нельзя. Инструктор подкручивал руль и дожимал за сдающего педаль сцепления. Будь на его месте независимый эксперт, всем бы в тот день пришлось идти на пересдачу. Но – удостоверения водительские выдали, остальное доберете, ребята, непосредственно на дороге. Что в итоге? Езда «по понятиям», когда правом преимущественного проезда пользуется тот, кто наглее, или тот, у кого автомобиль круче.
С каждым годом интенсивность транспортных потоков возрастает. Дороги становятся все более загруженными, все меньше на них остается места для маневра. В то же время автопарк непрерывно пополняется мощными скоростными автомобилями. И это также требует водителей более совершенных навыков управления, поскольку нельзя ездить на скоростном «Audi» так же, как на вазовской «шестерке».
В подтверждение приведу еще одно высказывание Цыганкова: «Мастерство водителя определяется широтой арсенала, количеством специальных приемов и исполнительским качеством, точностью управляющих действий, доведенных до автоматизма». Чтобы широким арсеналом овладел ученик, прежде им должен владеть учитель. Это святая обязанность инструктора по вождению – в ходе обучения создавать критическую ситуацию и «откатывать» действия курсанта по выходу из нее, доводя его действия до мышечной памяти. Человек, сидящий за рулем, сам не в состоянии понять, где он ошибся. Ошибку можно увидеть только со стороны и помочь исправить.
- Нельзя сказать, что ведомства и организации, отвечающие за безопасность дорожного движения, сидят сложа руки. На прошлой неделе, например, завершился областной конкурс «Самарская автоледи». Проводился он, как записано в положении о конкурсе, «в целях совершенствования форм и методов работы по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте, повышения профессионального уровня женщины-водителя, ее авторитета как участника дорожного движения…». Может быть, не все так сильно запущенно в сфере обучения, как нам кажется?
- Организаторы, в числе которых ГУВД области и областное отделение Всероссийского общества автомобилистов, руководствовались, понятно, благой целью. Но получилось, как всегда, не то, что затевалось. Навыки вождения и профессиональный уровень автоледи ушли на второй, а то и на третий, план. Их перевесила программа финала конкурса. А в ней нашлось место только «визитной карточке» участницы, ее костюму, интеллектуальному конкурсу претенденток и т.п. Все это выглядело очень мило. Но, простите, каким образом это относится к предупреждению аварийности? Лично мне, например, совершенно безразлично, в каком костюме находится за рулем женщина-водитель, главное – как она управляет автомобилем. Как? – показал экзамен по вождению, который автоледи «сдавали» 19 февраля: зрелище, я вам скажу, было грустное. В общем, шоу «Самарская автоледи» в очередной раз показало, на каком месте у нас стоит обучение грамотному вождению. Похоже, ему вообще нет места…
Что касается «женской» проблемы на дорогах, могу добавить, что она носит характер чисто психологический, в основе проблемы лежит мужской шовинизм, который проявляется в некорректном поведении мужчин по отношению к женщинам-водителям.
- Сегодня ведущие автопроизводители непрерывно совершенствуют системы, которые обеспечивают высокую управляемость и устойчивость автомобиля, повышают уровень его безопасности. Автомобиль как бы берет на себя часть функций водителя: умело тормозит, предотвращает заносы…
- Все эти достижения технической мысли хороши и срабатывают на скорости до 60 км/час в штатных условиях. Но на наших улицах такое бывает редко, и по этому уповать на системы ABS, динамической стабилизации, электронного распределения тормозных усилий и даже полный привод не приходится. Например, зимой занятия в Центре ВВМ мы проводит на льду. Так вот, внедорожник, сознательно пущенный в занос на скорости всего 30км/час, несмотря на все его «навороты», вернуть на заданную траекторию поначалу не удается никому из наших курсантов. Все эти системы, если автомобиль срывает в занос или попадает из-за неумелых действий в критическую ситуацию, усугубляют твои действия, потому что ты начинаешь выкручивать руль, давить на тормоз. А в это время включается ABS или EBD и просто-напросто мешает тебе это делать, не позволяя контролировать поведение автомобиля. Это – машины для законопослушных граждан и стран, где качественные дороги, где высокая культура дорожного движения, где строго соблюдается рядность, где штрафуют не просто за банальное «превышение», а за несоблюдение скоростного режима. У нас на дорогах в ходу несколько иные «правила игры», и не считаться с ними просто опасно для жизни. Из всего сказанного вывод следует очень простой: чем оснащеннее автомобиль, тем более подготовленным должен быть водитель.
К примеру, на дорогу выскакивает неожиданно пешеход. Вы понимаете что тормозить бесполезно, до «внезапного препятствия» - считанные метры. Надежда остается только на экстренный объездной маневр. Да только вопрос в том, владеете ли вы техникой такого маневра. Средний рядовой водитель в таких случаях что делает? Правильно, молится Богу. И в результате наезжает на пешехода. Потому что толком не представляет, что можно сделать, чтобы избежать наезда. В автошколе самым сложным заданием была парковка к бордюру – при чем же тут пешеход! А в реальности многое выглядит иначе. Но в арсенале водителя остается все та же «парковка к бордюру». Когда вникаешь во все эти причины, то поражают уже не оперативные сводки ГИБДД, а то, что большая часть из нас все-таки цела. Вот только автомобили редко умирают своей смертью.
Конечно крупные аварии случаются не каждый день, и на том, как говорится, спасибо судьбе. Но если внимательно посмотреть вокруг – ведь нет практически ни одной машины без мелких повреждений кузова, оптики, бамперов. Что это, как не свидетельство низкого уровня навыков управления при маневрировании, обгоне, торможении? Постойте как-нибудь десять минут у любого оживленного перекрестка и увидите: большая часть водителей показывают полную безграмотность, а то и беспомощность на дороге в самых простых ситуациях.
В последнее время многие ставят в вину рост аварийности на дорогах водителей «ГАЗелей» всех мастей, но в первую очередь «маршруток». Вы согласны с таким мнением?
- Грешить на водителей маршрутных «ГАЗелей» стало чуть ли не правилом, но не лишним будет спросить: а кто принимает непрофессионалов на работу, кто выпускает их на дорогу? Разве не участвуют в этом и сотрудники ГИБДД? И почему автоинспектор, проверяя водителей «маршруток», не обращает внимания на установленные на рулевое колесо «ГАЗели» несанкционированные ручки? В ПДД ведь есть на этот счет вполне конкретные пункты. Кто должен требовать их выполнения? Можно, конечно, не обращать внимания на такие «мелочи». Но есть один очень важный момент, который нельзя упускать из виду: если человек сам не нарушает Правила, не превышает скорость, это вовсе не гарантия того, что с ним ничего плохого на дороге не произойдет – вокруг него движутся десятки автомашин.
Со своей стороны, главной задачей обучения в Центре ВВМ мы считаем выработку таких навыков вождения и анализа ситуации, которые в дальнейшем позволят водителю прогнозировать поведение участников движения и в критической ситуации выходить из нее невредимым.
Мы обучаем людей и по программе скоростной контраварийной подготовки, поэтому человек, обращающийся к нам, должен не просто иметь водительское удостоверение, но и пройти начальное обучение вождению в автошколе. Тех, кто путает педали и трогается с третьего раза, мы принять не можем по одной простой причине: у нас Центр высшего водительского мастерства, а не автоликбез.
В завершение разговора хочу сказать еще об одном аспекте нашей темы сегодня.
Странное дело: когда случается теракт, в результате которого гибнут люди, общественность скорбит, власти объявляют траур, телевидение, печать отводят этому лучшее время и первые страницы. И тут же в аварии на дороге гибнут, к примеру, шесть человек и еще несколько ранены – этой трагедии отводится несколько строк в разделе городской хроники. А в год на российских дорогах гибнет 35 тысяч человек. Но это не вызывает никакого общественного резонанса! Можно подумать, слезы матерей, которые потеряли своих детей в аварии, менее горькие, чем тех, кто потерял сыновей в локальных конфликтах, в той же Чечне. Привыкли, смирились? Стало обыденностью? А ведь число погибающих в автокатастрофах может быть на порядок меньше. При условии, что подготовкой и обучением водителей у нас будут заниматься всерьез и не случайные люди.